Rambler's Top100  

  Репрессии в СССР
История Карлага НКВД
Караганда и Карлаг НКВД
Свидетельства
Списки Карлага
Имена

Караганда и Карлаг НКВД

Сохраняя верность музыке


Арест и этап
Тяжело хлопнула металлическая дверь, щелкнул замок, и тишина тюремной камеры больно отозвалась в сердце...
Элла Майер ходила взад-вперед, отсчитывая про себя шаги. По чьему-то доносу ее арестовали. Затем этапом отправили в неизвестном направлении. Она ехала в товарном вагоне по бескрайней степи. В чужом городе опять очутилась в тюрьме, где ее бесконечно допрашивали, потом определили в Карлаг.

Так оказалась в Казахстане Элла Рихардовна Майер, мой педагог, удивительный человек с прекрасной душой и добрым сердцем. Не знаю, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы не открылась детская музыкальная школа в Караганде. Ее пригласили туда работать. Элла Рихардовна не верила, что будет преподавать, заниматься любимым делом – музыкой и жить в нормальных человеческих условиях.

Караганда
Многие благодарные ученики и слушатели в Караганде, да и в других городах Казахстана до сих пор помнят ее низкий бархатный голос, выразительную речь. Элла Рихардовна никогда не повышала голос, ненавидела неаккуратность, грязь, для окружающих оставалась образцом чрезвычайной пунктуальности.

Два раза в год ученики Эллы Рихардовны выступали в классных или смешанных ученических концертах. Выступления ее воспитанников всегда отличались высоким исполнением.

Педагогические принципы Эллы Рихардовны Майер исходили из принципов художественных. Она прививала подопечным вкус к прекрасному, приобщала к наследию музыкальной культуры. Элла Рихардовна не любила долго разъяснять учебный материал, все делала для того, чтобы мы самостоятельно проштудировали литературу на заданную тему.

Здесь ощущалась тенденция воспитания самостоятельности мышления, то есть юному музыканту предоставлялась возможность самому читать книги и изучать материалы о музыкальном искусстве и делать выводы. После этого она повторяла или объясняла только непонятное.

Учитесь видеть и слышать
Ее отношение к ученикам было товарищеским и доброжелательным. В своей педагогической работе Э.Р.Майер основное внимание уделяла развитию воображения каждого, правильному прочтению ими авторского текста, верной интонации фразы, музыкальной выразительности.

«Наблюдайте вокруг себя все – говорила она. Ищите подходящих красот в окружающей жизни. Прислушайтесь к ветру, насладитесь запахом трав, и перед вами возникнет музыка. Остановитесь ночью, послушайте тишину, и вы проникнитесь поразительным музыкальным пейзажем».

Приобщение к прекрасному
Репертуар, исполняемый в классе Э.Р.Майер, был очень широк и разнообразен. Разучивали многие произведения Иоганна Себастьяна Баха и виртуозные сочинения композиторов, творивших в начале Х1Х века. Изучение биографий музыкантов и их работ, вероятно, представило несомненную педагогическую целесообразность. Так, исполняя произведения Иоганна Себастьяна Баха, она могла привить ученику не только хороший музыкальный вкус, но и научить его полифоническому мышлению.

Воспитанники Эллы Рихардовны Майер ныне успешно работают преподавателями, концертмейстерами в консерваториях, музыкальных училищах и школах. Их отличает высокая музыкальная культура и профессионализм. Каждый продолжает дело учителя, пропагандируя любимое искусство и воспитывая молодых талантливых людей.

Ученики Э.Р.Майер, в том числе и я, часто приходили в ее дом, где при свете затененной абажуром лампы проводили столько блаженных вечеров, прослушали много классических произведений. Отсюда начиналось мое приобщение к музыкальной культуре и не только к ней – я чувствовала атмосферу высокой интеллигентной культуры, сочетающейся с глубокой человечностью и активным интересом к искусству.

Г.Б.ЖОЛЫМБЕТОВА «Не помня зла, за благо воздадим...» Алматы, «Казахстан» 1993 г. (Печатается с сокращениями).

 
 

При использовании материалов сайта,
ссылка на www.karlag.kz обязательна!

о проекте  |  обратная связь